ТОЛСТОВСТВО СРЕДИ КРЕСТЬЯН УЩЕРПЬЯ
В местечке Ущерпье б. Суражского уезда на Черниговщине в конце XIX в. существовала одна из интереснейших крестьянских общин — община последователей учения Л. Н. Толстого, числом до 50 человек.
Наблюдателю прежде всего бросалось в глаза отрицательное отношение крестьян-толстовцев к обрядности и к духовенству. Они не крестили детей, хоронили своих покойников без священника, работали и в будни и в праздники, оказывали друг другу (также не состоявшим в общине) помощь и т. д. Община возникла под влиянием интеллигента Сергей Иванович Листовский (р. 1875) — сын помещика местечка Ущерпье, Ивана Сергеевича Листовского. Неоднократно бывал у Толстого и состоял с ним в переписке. Проникнувшись миросозерцанием Толстого, передал доставшуюся ему от отца землю крестьянам. Умер в Керчи в 1922 г.
С. Листовский настойчиво проводил в жизнь толстовство и заинтересовал этим крестьян-земляков. Через известное время у Листовского нашлись последователи; выдвинулись талантливые пропагандисты-крестьяне. В Ущрепье стали наезжать епархиальные миссионеры. Советский историк Ф. Абрамов описывает их так:
Начались собеседования с толстовцами вроде следующих:
— Можете ли сомневаться, — говорит епархиальный миссионер, — в тех чудесах, о которых повествует евангелие? Можно ли сомневаться, например, в воскрешении Лазаря?
— Я не верю в эти чудеса, — отвечает толстовец.
— Не могу не пожалеть о вашем неверии, — отвечает миссионер.
Местное духовенство объясняло успех толстовства среди крестьян подражанием и чисто материальными расчетами. В «Отчете о состоянии и деятельности братства св. Михаила, князя Черниговского» за 1906 г. мы встречаем нижеследующие строки:
«Главный пропагандист этого учения С. Листовский вел деятельную пропаганду. Одевшись в чуйку, живя на своем хуторе «Кипень», работая вместе с крестьянами даже в такие праздники, как Светлое Христово Воскресенье, обедая с ними за одним столом, он деятельно ведет среди них свою пропаганду».
— Глядя на «панича», — говорил один старик миссионеру, — мы все не налагаем на себя крестного знамения и работаем по праздникам вместе с ним.
Один из главных его помощников, читаем мы далее в упомянутом «Отчете», Афанасий Корзик (или Корзиков), портной, был прозван «деревяшкой» потому, что имел искусственную
ногу. Бывал в Ясной Поляне. В мае 1906 г. умер, и труп его единомышленниками был отнесен на кладбище и зарыт там в землю без священника.
Впоследствии среди толстовцев выдвинулся крестьянин Гурий из села Лысых, у него было двое взрослых детей и трое малолетних некрещенных.
Иван Листовский - летописец эпохи
Наш земляк Листовский Иван Степанович - сотрудник исторических журналов, предводитель дворянства Суражского уезда Черниговской губернии. В 1878 г. начались публиковаться его "Рассказы из недавней старины".
В них описаны события, начиная с 1770-го и заканчивая 1870-ыми годами. Здесь содержатся отдельные события и характеристики государственных деятелей и духовенства (большей частью по рассказам очевидцев). Павел I, его распоряжения, быт его эпохи. Эпизоды из жизни Александра I и Николая I. А. С. Пушкин и Н. М. Карамзин. П. А. Клейнмихель, с именем которго связана постройка Петро-Павловского храма в Клинцах. Описываются распри католического и православного духовенства. Бунт раскольников в Енисейской губернии (1843). Казанский университет в 50-е гг.
В №10 "Русского Архива" за 1885 г. И. Листовский приводит следующий интересный факт из жизни московского митрополита Филарета: "Против одного священника было много обвинений. Журнал консистории о запрещении ему служить был подан Филарету на утверждение. Это было на Страстной неделе. Филарет проживал тогда в Чудове монастыре. Он взял уже перо, чтоб подписать журнал, но почувствовал какую-то тяжесть в руке, как будто бы перо ослушалось его. Он отложил подписание журнала до следующего дня. Ночью видит он сон: перед окнами толпа народа разного звания и возраста о чем-то громко толкует и обращается к нему. Митрополит подходит к окну и спрашивает, чего им надо. "Оставь нам священника, не отстраняй его!" - просит толпа. Впечатление этого сновидения было столь сильно, что митрополит не мог отделаться от него по пробуждении и велел позвать к себе осужденного священника. "Какие ты имеешь за собой добрые дела, открой мне", - обращается он к нему. "Никаких, владыко, - отвечал священник, - достоин наказания". Но владыка с настойчивостью убеждает его подумать. "Поминаешь ли ты усопших?" - спрашивает Филарет. - "Как же, владыко; да у меня такое правило: кто подаст раз записочку, я уж постоянно на проскомидии вынимаю по ней частицы, так что и прихожане ропщут, что у меня проскомидия дольше литургии, а я уж иначе не могу". Филарет ограничился переводом этого священника на другой приход, объяснив ему, кто был за него ходатаем. Это так тронуло священника, что он приложил старанье к исправлению своему и отличался потом примерною жизнию".
|